События

09.06.2014

Что такое ОДН

ОДН - разница в объемах поданного в дом коммунального ресурса по общедомовому прибору учета  (ОДПУ) и суммарным объемом индивидуальных приборов учета (ИПУ) и начисления норматива потребления и среднего потребления по квартире.

Величина ОДН во многом зависит от профессиональной работы управляющей организации, которая, полноценно управляя домом, должна принимать меры по устранению неисправностей  в сетях, устанавливать фактическое количество проживающих, своевременно передавать показания общедомового прибора учета (ОДПУ) ресурсоснабжающей организации (РСО), совместно с последней выявлять и устранять несанкционированные подключения к сетям, обмениваться информацией об абонентах и показаниях приборов учета, пресекать любые хищения ресурса в доме.

В домах, где выбран непосредственный способ управления, обслуживающая организация, как правило, не принимает на себя обязательства по комплексному управлению домом, не является исполнителем коммунальных услуг, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011, далее – Правила № 354) и соответственно не несет никакой ответственности за выставление  завышенного объема коммунального ресурса.

В соответствии с Жилищным кодексом собственники в домах, управляемых УК, ТСЖ или ЖК, вправе на общем собрании принять решение об осуществлении расчетов за индивидуальное потребление коммунальных услуг напрямую РСО, тогда как расчеты за ОДН во всех случаях должны проходить через УК (ТСЖ, ЖК). Все это должно побуждать УК, ТСЖ и ЖК реализовывать комплекс вышеуказанных мероприятий по снижению объема ОДН.

Однако при непосредственном способе управления весь объем разницы между потреблением по ОДПУ и квартирным потреблением за расчетный период (куда зачастую включаются все хищения, объемы потребления ресурса сверх норматива, потери) по Правилам № 354 распределяется РСО между потребителями пропорционально размеру общей площади квартиры или нежилого помещения.

При непосредственном способе управления у обслуживающей организации нет стимула организовывать работу по снижению объема ОДН в доме.

При этом, несмотря на то, что при непосредственной форме управления обслуживающая организация не несет ответственности за комплексное управление домом, жильцы дома при переходе на этот способ управления продолжают оплачивать жилищные услуги в том же объеме. Более того, при непосредственном управлении на обслуживающую организацию не распространяется постановление Правительства РФ №731 от 23.09.2010, обязывающее УК и ТСЖ (ЖК) раскрывать информацию в соответствии с утвержденным стандартом. Это тоже существенно уменьшает возможности жителей контролировать деятельность обслуживающих организаций и заставлять их отчитываться перед собственниками помещений.

Таким образом, собственники должны понимать, что непосредственное управление является самым неэффективным для них способом управления домом в плане контроля за деятельностью жилищной организации и решения проблем высокого ОДН.

Если собственники все же выбирают непосредственный способ управления, то в случае превышения объема ОДН нормативов потребления, им следует обратиться в органы местного самоуправления, которые в соответствии с постановлением Правительства РФ № 344 от 16.04.2013 должны путем проведения общих собраний обеспечивать информирование собственников помещений, осуществляющих непосредственное управление многоквартирными домами, о мероприятиях по энергосбережению в таких домах.

Зачастую, переход на непосредственный способ управления фактически инициируется управляющими компаниями, не желающими обеспечивать выполнение требований действующего законодательства и нести ответственность за их нарушение. Иногда многие собственники  даже не знают, что в доме изменился способ управления.

Выявить факт незаконного перехода на непосредственное управление собственники могут, запросив в обслуживающей организации копию протокола общего собрания о выборе способа управления и возможность ознакомиться с документами об организации проведения этого собрания (включая уведомления о проведении собрания, реестр собственников, заполненные бюллетени для голосования).

Отказ обслуживающей организации в предоставлении возможности ознакомиться с указанными документами, в том числе по причине их отсутствия, как правило, свидетельствует о наличии нарушений при проведении собрания собственников и порядок составления документов.

Оформленное протоколом, решение о выборе непосредственного способа управления может быть признано недействительным, судебным по иску одного из собственников.

Наиболее правильным вариантом решения проблемы высокого ОДН в большинстве случаев является изменение на общем собрании способа управления с непосредственного управления на управление УК или ТСЖ (ЖК).

Возврат к списку